Огненная, опьяняющая и столь дразнящая магия биг-бэнда
Друзья! Что может быть более созвучно ритму сердца, в котором поселилась любовь и царит головокружительный карнавал? Ответ – конечно музыка, и в данном случае – творчество Джона Ла Барбера (John La Barbera) – непредсказуемого и блистательного композитора, аранжировщика, руководителя биг-бэнда и трубача, который родился 10 ноября 1945-го в городе Майнт-Моррис (округ Ливингстон, штат Нью-Йорк).
Сегодня Джон считается одним из тех музыкантов, которые достойны звания Маэстро с большой буквы. Его авторские работы вот уже более 50 лет звучат в кино и на телевидении. Его аранжировки можно услышать на записях многих величайших джазовых музыкантов, среди которых Бадди Рич, Вуди Герман, Диззи Гиллеспи, Каунт Бэйси и Глен Миллер. А уж последние две студийные работы с лёгкой руки музыкального фокусника приобрели огромный художественный и коммерческий успех, с множеством наград, номинацией на "Грэмми" и восторженными отзывами критиков, назвавших его творчество "возвращением к стандартам джазовых биг- бендов".
Американский композитор Леонард Бернстайн, к примеру, отзывался о Джоне, как о "настоящем мастере мелодического творчества, мнением которого он дорожит". "Джон – один из тех парней, с которыми вы предпочли бы тусоваться после концерта и с интересом задавались бы вопросом: какие же истории на этот раз он сможет вам рассказать", – говорил Бернстайн. Ещё один замечательный музыкант – альт- и баритон-саксофонист с Западного побережья США "Бад" Шенк называл Ла Барбера "живой легендой"; члены организации "Woody Herman Society" обещали сделать всё, чтобы сохранить его имя в анналах истории джаза. А сам музыкант уже сделал основную работу в этом направлении, превратившись в одного из самых почитаемых композиторов-аранжировщиков нашей с вами современности.
Но перед тем как это свершилось, всё-таки имеет смысл рассказать немного о детстве Джона, который рос вундеркиндом. С пяти лет он начал осваивать корнет, когда ему исполнилось семь – давал концерты со своими родителями и братьями Пэтом и Джо, которые, к слову, также стали профессиональными джазовыми музыкантами. В 13 лет, по слухам, Джон уже писал аранжировки и в конце 1960-х получил-таки уникальную возможность развивать любовь к этому виду искусства, а в том числе и совершенствовать свой композиторский талант в оркестре Бадди Рича.
Позднее его творения озвучивали множество великих джазовых оркестров, среди которых оказался и биг-бэнд Глена Миллера, а совместно спродюсированный музыкантами альбом ("In The Christmas Mood I & II") получил статус золота и платины. И пусть в целом Джон посвятил аранжировке и композиции всю свою жизнь, организовав оркестр лишь незадолго до выхода в свет альбома "On The Wild Side" (2003) и последовавшего за ним диска "Fantazm" (2005), где музыкант впервые выступил в качестве руководителя собственного биг-бенда. Зато ему приходилось поработать на радио и телевидении, он стал со-основателем всемирно известного женского джазового оркестра "DIVA", дирижировал в нескольких Бродвейских шоу и, кроме всего прочего, активно занялся просвещением в области музыкального образования.
На этом поприще, кстати, Джон также успел создать несколько значимых исследований по аранжировке и композиции, признанных стандартами в области джазового образования. Кроме того, за семь лет своего пребывания на посту джазового редактора Международной гильдии трубачей, он брал, ставшие уже традицией журнала "ITG", интервью у многих ведущих джазовых трубачей. Сейчас Маэстро является профессором музыки в университете города Луисвилля, преподаёт класс трубы и теории музыки в институте джаза Skidmore в городе Саратога (штат Нью-Йорк), работает преподавателем в колледжах и средних школах и в США и за рубежом.
И напоследок нельзя не рассказать о фееричном событии в карьере Джона: в 2013 году он порадовал слушателей своим творением – альбомом "Caravan", который критики назвали "вызовом аранжировки". А у нас с вами сегодня есть замечательная возможность насладиться сумасшедшей энергией и поистине весенней свежестью музыки Джона из этого потрясающего альбома – начиная с первого трека в видеозиписи.
Екатерина Селянинова
#JohnLaBarbera #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzTrumpet #BigBandJazz #10NovemberJazz