Джаз по-шведски!
Дорогие друзья! 16 сентября 1931 года родился Ян Юханссон – выдающийся шведский джазовый пианист. Ян был мало известен за пределами Скандинавии, и его записи не являются широко доступными. Однако пластинка "Jazz Pa Ryska", о которой пойдёт речь ниже, представляет собой джазовые вариации по мотивам русского музыкального фольклора. Сессия состоялась осенью 1967 года. Альбом был оцифрован и переиздан в 2005 году.
Сентябрь 1967-го, Стокгольм. На звукозаписывающей студии собираются: пианист Ян Юханссон, контрабасист Георг Ридель и ударник-норвежец Эгиль Юхансен. Их сопровождает духовое трио (тенор-саксофон, кларнет, труба). Поставлена цель – записать пластинку, состоящую из джазовых интерпретаций русских народных мелодий. Неожиданно? Это как сказать. После успешных опытов с местным ("Jazz på Svenska", 1964) и венгерским ("Jazz på Ungerska", 1964) фольклорным наследием Юханссон убедился в правильности своих действий, потому подобные эксперименты сделались отличительной чертой его творчества.
Достоинством и одновременно недостатком "Jazz på Ryska" можно считать его лаконичность. Из двенадцати композиций наибольшая длится четыре минуты с хвостиком. Но суть, конечно же, не в хронометраже. Поразительно то, с какой покорностью родные для слуха сюжеты адаптируются к совершенно несвойственным им кондициям пост-бопа.
Открывает программу беспроигрышный вариант – знаменитая "Полюшко-поле" ("Stepp, Min Stepp") Льва Книппера. Подав лейтмотив в меланхоличном ключе, Юханссон принимается виртуозно импровизировать на тему. Не отстает от лидера и ритм-секция. А "уводом" служит мягкий голос трубы Бо Броберга.
Соло-рефлексия "Mellan branta stränder" наверняка отзовётся эхом в сердце каждого северянина. Суровая "Эй, ухнем!" ("Pråmdragarnas sång vid Volga") силами трио превращается в изящнейшую модальную виньетку, зато "Во поле березка стояла" ("På ängen stod en björk") обретает признаки благородной элегии (за что спасибо кларнетисту Арне Домнерусу).
Наше русское традиционное ухарство прекрасно описывается этюдом "Nära hemmet", вслед за чем сообща начинаем грустить под несколько заунывную интонацию "Bandura". В задорной плясовой "Längs floden" почему-то мерещатся воздушные пируэты мультяшного персонажа –Карлсона, тогда как "Однозвучно гремит колокольчик" ("Entonigt klingar den lilla klockan") вдруг обнаруживает приверженность к элегантному джазу чуть ли не в духе Эллы Фицджеральд.
И уж совсем поразительно выглядит растерявшая казачий пыл "Ты ж мене пидманула" ("Det går en kosack"), мерцающая полуночной фортепианной задумчивостью. Гениальная в собственной простоте мелодическая пьеса Василия Соловьева-Седого "Подмосковные вечера" ("Kvällar i Moskvas förstäder") звучит у Яна так, будто изначально предназначалась для бопа. Венчает картину протяжная "То не ветер ветку клонит..." ("Jag broderade till gryningen") – олицетворение трогательно-задумчивого шведско-русского романса.
Интересное эссе (http://vk.com/wall-43416763_4515), написанное не так давно, расскажет вам биографию Яна и даст возможность послушать треки с альбома "Piano: Ett Urval 1960-1968".
Использована информация интернет портала - http://informal.hexanet.ru/
субМарина Андреева
#JanJohansson #JazzCalendar #МаринаАндреева #Jazz #JazzPiano #SwedishJazz #16SeptemberJazz